ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЦЕНТР СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ
КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЦЕНТРА СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА | Новости



Назад на главную 
Архив новостей

Архив проектов




СЕМИНАР ФРИНГИЛЛА

ФРИНГИЛЛА-2002

Калининградский филиал Государственного центра современного искусства представляет первый ежегодный международный семинар-пленэр ”Inside and Between. Коммуникация и идентификация в современном искусстве”, который состоялся с 27 июля по 3 августа 2002 года.

Объединение двух разных тем в пространстве одного артистического события предполагает более широкий спектр взглядов авторов на уже ставшие традиционными идентификационные и коммуникационные понятия в современном искусстве. Коммуникационная проблематика реализуется проектом ”Фрингилла” (”Фрингилла/Phringilla” - латинское название наиболее распространенного на Куршской косе вида птиц - ”зяблик”).Уникальная возможность проведения проекта именно в Калининградской области связана с существованием на Куршской косе Орнитологической станции, созданной в 1901 году, где впервые в мире в массовых масштабах было применено кольцевание птиц. Проект акцентирует внимание на природно-естественных процессах, в данном случае, миграциях перелетных птиц, в качестве знаковой коммуникации, являясь образом, конструирующим социальные смыслы: коммуникация/миграция, экология искусства.

Тему создания новой мифологии и идентификационного символа Кёнигсберга/Калининграда представляет проект ”КОШКА” (”Кёнигсбергские аборигены”), который объединяет немецкий и российский периоды Города путем предъявления нового локального мифа о кошках - истинных жителях территории, которых в 1947-48 годах депортируемое немецкое население не смогло вывезти с собой. В современном Калининграде именно кошки остались настоящими старожилами, поддавшись лишь частичной ассимиляции своих азиатских сородичей. Кураторы полагают, что эти истинные аборигены и резиденты территории могут стать предметом для новой мифологии и позитивным идентификационным символом Города.

Проект реализован в нескольких формах - пленэр, международная конференция и выставка. Международный пленэр состоялся на Орнитологической станции, Куршская Коса с 27 по 31 июля 2002 года. В нем приняли участие 10 художников из России, Германии, Литвы, Швеции, Китая, представляющих различные практики и технологии современного искусства - видео, фотография, флэш - анимация, компьютер-арт, перформанс. Созданные во время пленэра произведения экспонировались на выставке, открывшейся 3 августа в 16.00 в художественной галерее. Во время открытия состоялась пресс-конференция для представителей СМИ.

1- 2 августа 2002 в рамках проекта в Калининградской художественной галерее прошла международная конференция с участием художников, известных кураторов и критиков из России, Англии, Германии и Чехии.

Проект реализован при поддержке Фонда Форда (Москва, Россия), Института ”Открытое общество (Фонд Сороса). Россия”, Министерства культуры Российской Федерации.



ХУДОЖНИКИ



АНАТОЛИЙ БЕЛОВ, Москва, Россия

Первые десять попыток взлететь
2002, видеоперформанс

Перформанс, как утопическая идея человечества летать как птица, был проведен в песчаном дюнном ландшафте. Очевидно, что видеоматериал скорее представляет падение, чем взлет.

Мой золотой вклад в орнитологию
2002, цветной принт

Серия связана с процессом кольцевания птиц на Орнитологической станции. В данном случае вместо специальных колец было использовано расплавленное обручальное кольцо художника. Обручение с птицами служит ритуальным актом автора для внутреннего освобождения и обновления к новой жизни.
















СЯО Ю, Пекин, Китай

В Китае часто называют пенисы маленьких мальчиков птичками.
2002, DVD

Видео репрезентирует тему демографической ситуации в Китае, где принимаются жесткие меры по ограничению рождаемости, приводящей к преобладающему рождению мальчиков. В связи с этим через несколько лет стране грозят серьезные гендерные диспропорции. Благодаря камере, вмонтированной в детскую игрушку - мячик, мир представлен через восприятие маленького мальчика.





ВАЛЕРИЙ ОРЛОВ, АЛЕКСАНДРА МИТЛЯНСКАЯ, Москва, Россия

”Летят перелетные…”
2002, инсталляция, аудио

”Каждая встреча с этой землей только умножает печаль,
испытанную мной здесь почти десять лет назад.
Кричащее ”почему?” я вижу в небе, на воде, вдоль дорог,
на улицах и стенах домов в городах и селеньях, когда - то любовно ухоженных.
Неуловимые границы дня и ночи, грусти и радости, участия и безразличия,
памяти и беспамятства здесь приобретают большую определенность,
придавая особую значимость пространству физическому и историческому,
чувству времени настоящего и прошедшего.
Но цинизм сегодняшней ”ментальности” вряд ли позволит вырваться из уз существующей убогости и безысходности.
Здесь ”птицам” летать несвободно, ”кошкам” гулять нелегко,
их ”адрес - не дом и не улица”, а все еще -... ”.

(текст В.Орлова)













ЕЛЕНА ЦВЕТАЕВА, Калининград, Россия

”Котики”, 2002
фотоперформанс, цветной принт

Фотоперформанс Елены Цветаевой ”Котики” посвящен отношениям человека и животного. Маленькие белые котята не столь безопасны, как кажется на первый взгляд, а сырое мясо может превратить этих пушистых существ в настоящих хищников. Конфликт ситуации заключается в том, что не ясно кого же едят котики на самом деле. С другой стороны, купающийся котенок подчеркивает конфликт между окружающей средой и животным, когда вода оказывается шоковой стихией, а человек последней ниточкой за которую может ухватиться это беззащитное существо

(текст Е.Цветаевой).























ЕВГЕНИЙ УМАНСКИЙ, Калининград, Россия

”Немцам вход воспрещен”, 2002, видео инсталляция

В работе ”Немцам вход воспрещен” Евгений Уманский обращается к типичной для современного Калининграда, и в то же время экстремальной для обывательского сознания социальной теме, - проституции и наркомании. Автор становится одним из участников сюжета и действующим персонажем, фиксируя на видео всю историю без купюр в реальном времени и событии.





ОЛЕГ КУЛИК, Москва, Россия

”Кулик все-таки птица”
2002, видео, 3 мин.

В видеоперформансе ”Кулик все-таки птица” художник реализует давнюю мечту прыжков в воду, тем самым иронично обыгрывая собственную фамилию. Серия из 30 прыжков с трамплина в воду снималась одновременно с двух камер, создавая динамику и объем изображения из 60 фрагментов.





ЭГЛЕ РАКАУСКАЙТЕ, Вильнюс, Литва

”29 июля 2002 года”, 2002, видео, 7 мин.

В данной работе видео представлено не в качестве документирования артистического события, а как самодостаточное художественное средство отражения рефлексивных авторских переживаний. Видеоработа сделана в форме дневника, фиксирующего события и ход одного дня во время пленэра - 29 июля 2002 года, различные видовые изображения, состояния природы и человека. Художник комментирует свои ощущения, читая личный дневник. Нарезка из 40 секундных статичных видеоизображений, в которых практически ничего не меняется, создает цельную и эмоциональную личную картину времени и внутреннего мира человека.




ВЯЧЕСЛАВ МИЗИН, КОНСТАНТИН СКОТНИКОВ, Новосибирск, Россия

”Мизин, Скотников. По птицам!”, 2002, видео





ЮРИЙ ВАСИЛЬЕВ, Калининград, Россия

”Фрингилла”
2002, инсталляция

Инсталляция состоит из блока цифровых фотографий, видео и непрерывно меняющихся имиджей на экране монитора. Работа интерпретирует тему птиц через образное представление различных опасных бритв - лезвия в руках людей, держащих и отпускающих их на свободу. В то же время, видео, транслирующее изображение человека, свободно играющего и манипулирующего острым лезвием, отсылает к пограничности психологического сознания человека и художника.



















Посмотреть видео (RealMedia)



ГРУППА ”РАКЕТА”, Стокгольм, Швеция

”Отражающий остров”
2002, инсталляция, видео

Представляют Андреас Джонассон и Ральф Йенссон.

В настоящее время в состав группы входят художники Хелена Быстрем, Аза Липка Фальк, Катарина Виклунд (Стокгольм, Швеция) и Анна Райнер (Сан-Франциско, США). Творчество "Ракеты" сфокусировано на идее Утопии и ее проявлениях в современном мире. На выставке представлена инсталляция ”Отражающий остров/Reflective island”. Серебристый остров, собранный из отдельных сегментов, был инсталлирован на воде в заливе во время пленэра на Куршской Косе, а его функция предполагалась как полоса для посадки или временный мост для птиц, обитающих в регионе. Остров отражал окружающую среду и происходящие в ней изменения, в том числе светового дня, по-своему реализуя идею Утопии, соединяя мнимое и реальное.




Посмотреть видео (RealMedia)



ЙОНАС МАРОН, Берлин, Германия

”Что знает кошка о воскресенье”, серия фотографий













ЕВГЕНИЙ ПАЛАМАРЧУК, Калининград, Россия

Хицудзи-о мэгуру боокен”  2002, цветной принт
инсталляция

Инсталляция из цветных принтов, представленная в виде птичьего клина, обыгрывает элементы человеческого лица - губы, сравнивая их по выразительности и пластике с летящими птицами.


















АЛЕКСАНДРА МИТЛЯНСКАЯ, Москва, Россия

”Кот в мешке”, 2002, видео

”Мешок для ”кота” - транспортное средство, место обитания, уединения, развлечения, медитации или сопротивления? Так ли важна среда, в которой оказываешься, можно ли ее изменить, разглядеть границы и понять условия, по которым она функционирует? Придавать ли значение смене среды обитания, будь она добровольной или насильственной?”

(текст А. Митлянской)



Кот в мешке (RealVideo)