ЧЕРДАК ПРИЗНАНИЯ Персональный проект Юрия Васильева «Чердак признания». Номинация на областную профессиональную премию «Признание».
Куратор: Евгений Уманский Чердак и помещения городской Детской художественной школы, Калининград 29 марта 1999 года
Признание… История искусства нашпигована хорошо всем известными вели-кими и малыми признаниями и непризнаниями со всеми вытекающими из этого чело-веческими эмоциональными проявлениями. Относительность этого понятия настолько очевидна, что не вызывает сомнения в сомнительности любого рода признания. Каковы оценочные критерии? Кем и в каких морально-социальных условиях вердиктуализуется признание? Даже в такой широко используемой безукоризненной форме, как всенарод-ное признание, усматривается некорректность репрезентированности масс-медиа-героя. Важность профессиональных узкоцеховых премий заключается именно в качественной тенденциозности и декларируемости форм и имиджей социальной ориентированности. Одним из значительных социо-культурных аспектов признания является его функцио-нальность. В первую очередь стоит упомянуть о гонораре или премиальных, если речь идет об официальных номинациях. Далее, конечно, общественно-иерархический рост статуса лауреата, его социальная представленность и, как следствие, форма влияния для получения дополнительных материальных благ. Чердак… Рационально-прагматическое западное сознание давно решило проблему чердачных помещений, придав им абсолютно конкретную функцию жилища, лишив поэтики это понятие. Национальная российская ментальность определяет функцио-нальность чердака в аккумулировании и конденсировании информации, одновременно в реальном и дематериализованном пространствах, в качестве неприкладной утварити-зации, то ли в суицидно-криминальном аспекте интимно-укромного места, может быть территории потусторонних формообразований, быто-коллективной памяти предшест-вующих поколений. К задачам художника можно отнести волевое творческое усилие в придании вещам но-вой другой функции, созданию самодостаточного артефакта, несущего эстетическую информацию, проявленного в социальном сознании в знаковом качестве. Тотально экс-плуатируя окружающую естественную среду, насильно внедряя в нее необходимые элементы реальности, среди которых могут быть объекты, в том числе из ранее создан-ных произведений, живые существа, отдельные персоны и даже группы людей, порой немотивированно становящиеся фрагментами артистического события, автор актуали-зирует банальную тривиальную ситуацию до художественной инсталляции. Актуальность этого проекта в амбивалентном канализировании реального мира в искусственный и, наоборот, в смещении традиционного репрезентационного контек-ста, демаркировании границы искусства, как создаваемого и жизни, как существующе-го.
Уманский Е.
|
|