ЛЕКЦИИ ПРОФЕССОРА ЖАНА ЛАНКРИ Государственный Эрмитаж (Молодежный Центр) Генеральное консульство Франции в Санкт-Петербурге Институт Альянс Франсез Государственный центр современного искусства (Калининградский филиал)
ПРОГРАММА
серии лекций и встреч в рамках международной программы «Арт-ликбез» (сезон 2005-2006)
Профессор Сорбонны Жан Ланкри (Франция) представляет…
Cуббота, 22 октября, 15.00 Лекции: «Олимпия» Э.Мане, «Эрос» П.Клее Лекционная аудитория (Аквариум) Российского государственного университета им. И.Канта, Главное административное здание, Калининград, ул. Невского, 14а. Вход свободный.
Воскресенье, 23 октября, 18.00 Презентация проекта «Франц Кафка – «К», или комната для превращения» (был представлен в Центре современного искусства Жоржа Помпиду, 1984). лекционный зал Музея Янтаря, Калининград, площадь Василевского, 1. Вход свободный.
Краткое содержание лекций профессора Жана Ланкри
В лекциях, посвященных анализу избранных произведений Э.Мане и П.Клее, профессор Жан Ланкри выделяет одну интересную проблему: роль и символическое значение жеста, в частности, движения указательного пальца героев в каждой из композиций. Жан Ланкри пытается доказать, что указательный палец всегда оказывается одним из главных смысловых центров картины. В качестве примеров лектор избирает произведения, относящиеся к разным эпохам и разным направлениям в живописи. Он выдвигает любопытную гипотезу о том, что в этих выдающихся произведениях западноевропейской живописи изображение указательного пальца становится неким моментом отсчета, важным акцентом, задающим определенный ритм композиции, пространству, сюжету и времени.
1. Эдуард Мане. «Олимпия» (1863, Музей Орсэ, Париж): Рука играет роль указательного пальца.
Основываясь на сравнительном анализе, прежде всего, с «Венерой Урбинской» Тициана (1538, Галерея Уффици, Флоренция), а также с “Objet-dard” (1951, Коллекция Мадам Дюшан) Марселя Дюшана, мы попробуем показать, каким образом кисть руки Олимпии в картине Мане исполняет роль указательного пальца, словно взрывающего изнутри композицию картины. Более того, эта рука скрывает нечто тайное, что необходимо скрыть от глаз зрителя, но одновременно и привлекает внимание. То, что она прячет, отождествляется в картине набором метафор, где живопись словно обретает самостоятельность, перестав подчиняться давлению сюжета. Так, например, букет цветов уже больше не просто копирует реальность, а создает новую парадигму, предвосхищая появление новой реальности современного искусства.
2. Жорж Сера «Цирк» (1891, Музей Орсэ, Париж): Указательный палец скрыт.
В ходе тщательного анализа картины мы увидим, как художник вовлекает зрителя в пространство картины посредством динамического построения пространства, пуантелистской техники живописи. Здесь главную роль в композиционном построении картины играет изображение хлыста наездника, являющегося олицетворением указательного пальца. Затем продолжим анализ, прибегнув к современным лингвистическим теориям Остина (перформативная) и Хомского (генеративная). В результате мы придем к достаточно неожиданному выводу, что круговое движение взгляда зрителя в этом динамичном композиционном «цирке» окружностей не имеет никакой другой цели, кроме как уловить в нем геометрическую фигуру, противоположную кругу, а именно, огромный квадрат. Этот квадрат балансирует в шатком равновесии. В свою очередь, внутри этого квадрата мы увидим своего рода композиционную схему, состоящую из несколько малых, подобным же образом балансирующих квадратов. Данная геометрическая матрица ясно видна, так как произведение не закончено. Как известно, работа над картиной была прервана внезапной смертью художника.
3. Жан-Оноре Фрагонар. «Засов» (1775-1777, Лувр, Париж): Указательный палец провоцирует остановку времени
На наших глазах молодая женщина неожиданно оказывается в объятиях своего возлюбленного. Молодой человек, вытянув правую руку, указательным пальцем задвигает засов двери. Однако не наступил ли черед зрителя удивляться? Как объяснить беспорядок, в котором находится ложе, если между любовниками во время этого любовного поединка еще ничего не произошло? Изучая подобные неожиданные детали картины, мы увидим, что художник сознательно пренебрегает последовательностью событий, тем самым подчеркивает то, что является наиболее важным для двух главных действующих лиц этой «любовной истории». В размышлениях, высказанных Лессингом в «Лаокооне» (1766), рассматривается «наиболее плодотворный момент» представленного действия – кульминация сцены, хотя сама кульминация еще не произошла. Помимо концепции Лессинга, мы прибегнем к концепции «события», разработанной современным французским философом Жилем Делезом: событие провоцирует остановку времени.
4. Пауль Клее. «Эрос» (1923, коллекция Розенгарт, Люцерна): Указательный палец «раздваивается». Пространство этого практически абстрактного произведения Клее строится с помощью двух стрел, которые, подобно указательным пальцам, заставляют наши взгляды проникать вглубь композиции, к пирамиде, увенчанной звездой Давида. Опираясь, в частности, на концепцию «ауры» философа Вальтера Бенжамена (который приобрел в 1921 г. одно произведение Клее), мы постараемся показать, что композиция «Эроса» полностью соответствует программному заявлению художника: «Искусство не воспроизводит видимое, оно творит видимое». В данном произведении, при помощи двух стрел, в нашем воображении возникает образ звезды Давида, мелькающий на грани видимости.
Биография
Жан Ланкри, искусствовед, художник, философ. Родился 24 декабря 1936 года. С 1980 года преподаёт в университете Сорбонна-1, Пантеон (Париж, Франция) на факультете изобразительного искусства. Читает лекции по искусству в университетах Порто Алегре (Бразилия), Сантьяго (Чили), Туниса (Тунис) и Беркли (США). Известный французский художник. Его лекции по современному искусству и персональные выставки имели успех в Аргентине, Бельгии, Бразилии, Канаде, Чили, Великобритании, Исландии, Индии, Италии, Марокко, Норвегии, Швейцарии, Тайване, Тунисе, Турции, США. В 1999 году Жан Лакри принимал участие в международной конференции «Искусство ХХ века. Итоги столетия» в Государственном Эрмитаже.
Выставки Начиная с 1970 года, Жан Ланкри имел более 40 персональных выставок как в частных галереях, так и крупных музеях. Принимал участие в различных совместных художественных проектах во Франции и за рубежом.
Инсталляции Жан Ланкри сочетает работу в традиционных техниках живописи и графики с интересом к жанру инсталляции. Особый успех имела инсталляция, посвященная Францу Кафке - «К», или комната для превращения». С 1980 по 1985 год она демонстрировалась в Культурном Центре в Амьене (Франция), в музее Гульбенкяна в Лиссабоне (Португалия), а также в Центре Жоржа Помпиду в Париже (Франция).
Перформансы Жан Ланкри – известный мастер перформанса. Среди наиболее заметных акций, привлекших большое количество зрителей, был перфоманс «Bloomsday», проведенный 16-го июня 1984 года и 16-го июня 1994, на улицах Парижа. Он был посвящен прогулке Леопольда Блума 16-го июня 1904 года по улицам Дублина, описываемой на страницах романа Джеймса Джойса «Улисс».
|
|